Стенд качки представляет из себя испытательный механизм, состоящий из рабочей крепежной поверхности, подвижного механизма, осуществляющего качание и наклоны этой рабочей поверхности, пульт управления. Качание и наклоны могут производиться как в одной оси (однокомпонентные стенды), так и в нескольких осях на более сложных стендах (многокомпонентные стенды). Помимо простого качания и наклонов, некоторые стенды качки могут отрабатывать и более сложные виды воздействия, например, движение по гармоническому закону.
Стенд качания используется в испытательных лабораториях для испытаний образцов и устройств на устойчивость при воздействии качки и длительных наклонов в соответствии с ГОСТ Р 52561-2006, ГОСТ 16962.2-89, ГОСТ 20.57.406-81, ГОСТ РВ 20.57.305-98, ГОСТ РВ 20.39.304-98 и др. Стенд испытаний на качание часто применяется Заказчиками как стенд морской качки, также на нем можно осуществлять длительные наклоны. Угол наклона может составлять ±45° и более. Период качания может составлять от нескольких секунд до нескольких десятков секунд, в зависимости от исполнения и режима испытаний.
Чтобы контролировать текущее положение рабочей поверхности, применяются датчики угла (инклинометры). Эта информация поступает в контроллер и сравнивается с тем положением, которое было задано оператором. В случае рассогласования, контроллер автоматически подает корректирующий сигнал реального времени на стенд таким образом, чтобы отрабатывались параметры точности и стабильности.
Чтобы при испытаниях не произошло случайного переворачивания стола, либо отклонения на угол, превышающий паспортное значение, механизм системы оснащается специальными ограничителями, которые не позволяют столу наклоняться на угол, превышающий заданный.
Основное применение стенда качки – тестирование различного рода механических, электронных и электрических систем и изделий, которые применяются на кораблях, подводных лодках, самолетах, вертолетах и др. местах, где возможны наклоны. Проверяется работоспособность и надежность конструкции, имитируются характеристики воздействия внешней эксплуатационной среды.